Федеральный закон № 149-ФЗ от 27. 07. 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гарантирует свободное распространение информации в Российской Федерации без ущерба для требований, установленных настоящим Законом.
В настоящем Федеральном законе под распространением информации понимаются любые действия, направленные на получение информации от неограниченного круга лиц или передачу информации неограниченному кругу лиц.
В зависимости от категории доступа к информации различают общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом (информация ограниченного доступа). Ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты конституционного строя, основ нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учреждения и вопросы деятельности оборонных организаций в Российской Федерации регулируются федеральным законом. 61-ФЗ «Об обороне» от 31. 05. 1996 г. Согласно изменениям в данный Федеральный закон, вступившим в силу 22. 06. 2021 г., к вопросам деятельности оборонных организаций относится обеспечение защиты сведений, составляющих служебную оборонную тайну в оборонной сфере, наряду с защитой государственной тайны.
Перечень сведений, составляющих служебную оборонную тайну, содержит информацию об оборонных мероприятиях, которая в установленном порядке не отнесена к государственной тайне и не является общедоступной.
Право отнесения сведений к служебной тайне в области обороны, определения перечня сведений, составляющих служебную оборонную тайну в области обороны, и его утверждения принадлежит руководителю федерального органа исполнительной власти, а Федеральным законом «О федеральных государственных органах» — военнослужащим. Эти справочники являются открытыми для общественности.
Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению.
Постановление Министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. № 22 «Об утверждении перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих грейдированию в качестве служебной оборонной тайны». К таким сведениям относятся, в частности, сведения, раскрывающие количественные и качественные требования к образцам вооружения и военной техники, сведения, работающие по государственному оборонному заказу, сведения о поставщиках, заказчиках, идентификаторах или номерах, объектах, условиях исполнения государственных контрактов, сведения по условиям номенклатуры. и перечни продукции военного назначения, исполнение обязательств заказчиков Министерства обороны, товары, работы, номенклатура вооружения, услуги, связанные с военной и специализированной военной техникой.
Лица, разгласившие сведения, составляющие служебную оборонную тайну, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тульский прокурор Тульской области Зайцев Д.Е. Надзор за исполнением законов на особо режимных объектах в Тульской области.
Адрес: 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 55 Телефон: +7 (4872) 36-43-07 Телефон: +7 (962) 272-58-97
Эксперт разъяснил, какая информация получит гриф «служебная тайна»
Российское военное ведомство выступило с законодательной инициативой о введении грифа «служебная тайна» для сведений об обороне страны, не относящихся к категории «государственная или военная тайна». Для этого предлагается внести поправки в закон «Об обороне». ‘МК’ спросил у экспертов, зачем нужно менять закон и на какую информацию будут наложены ограничения.
Ответственность за разглашение государственной или военной тайны давно прописана в законе. За последние два десятилетия по этой статье было осуждено около 40 человек. Этим летом за разглашение государственной тайны был арестован сотрудник Роскосмоса. Расследование продолжается до сих пор.
Кстати, некоторые из осужденных за разглашение государственной тайны получили реальные сроки наказания, потому что собирали информацию из открытых источников, вызывали их в суд, анализировали, делали выводы и публиковали их. Игорь Сутягин был осужден и впоследствии обменян на иностранные спецслужбы.
Эта важная информация, по-видимому, содержится в открытых источниках. Мы обнаружили, что это можно сделать. Рассмотрим, например, финансовую отчетность оборонных предприятий. Большинство из них сегодня являются открытыми акционерными обществами и поэтому обязаны публиковать статистику. Например, вертолетный завод сообщает о количестве боевых вертолетов, произведенных им за год.
Соответственно, ракетные, космические системы и танки «зачитывают расходы и кредиты» на ежеквартальной, полугодовой и годовой основе. Из этих отчетов любой желающий может почерпнуть информацию о номенклатуре и даже типах оборонной продукции.
Как вариант, откройте источники по госзакупкам. Там также публикуется много информации оборонного характера. Например, если производитель ракетных комплексов объявит конкурс на закупку автомобильных рам, можно догадаться, в какой срок готовая продукция попадет на военный завод.
Ну, или, допустим, Росгвардия дает объявление на сайте госзакупок о намерении купить боевые поля и грабли. На необходимые характеристики смотрят с точки зрения конкуренции.
Эксперты считают, что законодательная инициатива МО призвана восполнить такой «пробел» информации. Для этого открытая информация становится конфиденциальной. В пояснительной записке говорится, что «предлагается информация, полученная в ходе применения мер в области обороны, а не государственной тайны, которая на законодательном уровне характеризуется как конфиденциальная».
Ограничения касаются распространения информации всеми федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, государственными органами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и населением.
В документе отмечается, что СМИ «регулярно публикуют официальную информацию, касающуюся организации обороны страны, о создании вооружения и военной техники, финансовом положении и хозяйственной деятельности». Поскольку эти сведения не относятся к государственной тайне, ограничить их распространение открытыми источниками уже невозможно. Это возможно.
Перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, утверждается руководством государства. Главным критерием является то, может ли разглашение этой информации нанести ущерб обороноспособности государства. Предлагается установить административную и дисциплинарную ответственность за разглашение информации.
Пан — герой Российской Федерации — генерал-лейтенант Сергей Липовой, генеральный директор российской организации «Офицеры России», поддержал инициативу. Он считает, что административная ответственность защищает важную оборонную информацию от разглашения.
Главное оружие любой власти — это информация, особенно об обороне и военной мощи противника, — сказал он «МК». — Современное законодательство требует защиты этих сведений, даже если они не являются государственной тайной».
Многие люди, включая российские оборонные заводы, имеют доступ к информации, которую поправки к закону «Об обороне» называют служебной тайной. Разглашение служебной тайны так же нежелательно, как и любой другой секретной информации. В данном случае административная ответственность очень хорошо защищает от утечек.
Государственный оборонный контракт и служебная тайна: ключевые аспекты безопасности
Механизмы защиты служебной оборонной информации не могут быть полноценными без обеспечения конфиденциальности информации при рассмотрении судебных споров, в том числе споров о государственном оборонном заказе. В данной статье демонстрируется точка зрения о возможности перехода к закрытому судебному разбирательству при рассмотрении споров, связанных с конфиденциальной информацией, по усмотрению суда. Анализ ограничений процессуальных прав, возникающих при переходе к рассмотрению дел в закрытых судебных заседаниях, демонстрирует бесперспективность ожидания подачи соответствующих ходатайств заинтересованными лицами. Сохранение услуг в сфере защиты. Дана негативная оценка незаконному лишению участников процесса права на получение аудиопротоколов судебных заседаний.
Ключевые слова.
Тип | Статья |
Публикация | Номер суда 03/2023 |
Страницы. | 11-15 |
doi. | 10. 18572/2072-3636-2023-3-11-15 |
61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 года в соответствии со статьей 3.1 § 3.1 Федерального закона, официальная тайна в области обороны не подлежит уведомлению в связи с ограниченным доступом к информации. Проводимая в настоящее время политика укрепления безопасности и обороноспособности российского государства привела к изменению законодательства: государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ) с 2022 года; комитеты в составе ГОЗ; предмет государственных контрактов на базе комитетов в составе ГОЗ; традиционные обязательства и сроки исполнения; разработка установок для исполнения ГОЗ и делового сотрудничества и т.д. Они включены в перечень сведений о Вооруженных Силах Российской Федерации, составляющих по решению Министра обороны Российской Федерации служебную тайну. Соответствующие организационные меры принимаются также Верховным Судом Российской Федерации (далее — ВС РФ). В письме Первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2022 г. № 4-ВС-2529/223 разъясняется, что судебное разбирательство по делам, связанным со сведениями, составляющими служебную тайну, может проводиться в закрытом режиме, а суд обязан оказывать содействие в раскрытии служебной тайны.
1. боннер, А. Т. Протоколы судебных заседаний / А. Т. Боннер // Закон. 2007. 32-39.
2. гунин, Д. И. информационная открытость и конфиденциальность: теоретико-правовые аспекты: обзор апостолов юридической науки / Д. И. гунин. Екатеринбург, 2008. 29λ.
3. Зайков, Д. Е. Гласность власть судебных процедур / Д. Е. Зайков // Военное право. 2022. № 5 (75). Подробнее 163-167.
4. магомедова, К. К. Проблема транспарентности в политической процессуальной науке и практике: обзор будущей криминалистики / К. К. Магомедова. Саратов, 2019. 28.
5. падин, Е. Е. разграничение сведений конфиденциального характера: критерии, усмотрение арбитражных судов, условия избрания оснований для исследования дел в закрытых заседаниях / Е. Е. падин // Финансовая юстиция на Дальнем Востоке России.
6. Султанов, А. Р. Проблемы протоколирования в закрытых судебных заседаниях / А. Р. Султанов // Вестник гражданского процесса. 2022. 12. 141-152.
7. ШерстюкВ.М. Современные проблемы политического и диетического процессов: сборник статей / Шерстюк В.М. М.: Статут, 2015. 272λ.
Служебная тайна в области обороны получила список из 813 пунктов
15 ноября 2021 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о новом плане онлайн-гетинга «Утверждение перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, составляющих служебную тайну в области обороны».
Мы следим за этим вопросом с прошлого года, когда писали о планах по внесению изменений в Федеральный закон «Об обороне» в 2020 году, в котором предлагалось ввести понятие «служебная оборонная тайна» (реализовано Федеральным законом по ст. 3. 1. 172-ФЗ от 11. 06. 2021 г.). В октябре этого года был проанализирован проект регламента обработки сведений, составляющих служебную оборонную тайну (сведения, не составляющие государственную тайну и не являющиеся общедоступными), и принят соответствующий закон.
Перечень предлагаемой информации состоит из 813 элементов, разделенных на 16 категорий
Напомним, что определение конфиденциальности услуг было установлено Федеральным законом №. 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обороне“ от 11. 06. 2021 года.
К служебной тайне относится информация, полученная при выполнении обязанностей и функций в области обороны. Ее распространение может нанести ущерб осуществлению этой деятельности. Перечень сведений, составляющих служебную оборонную тайну, содержит информацию об оборонных мероприятиях, не отнесенную в установленном порядке к государственной тайне и не являющуюся общедоступной.
Антикоррупционная экспертиза длится до 21 ноября 2021 года.