Депутаты Государственной Думы предложили полностью запретить розничную продажу электронных сигарет, никотиносодержащих и безникотиновых жидкостей в России. Инициатива была выдвинута группой из более чем 20 депутатов, представляющих фракции ЛДПР, КПРФ, СРЗП и «Новые люди».
Как отмечают разработчики законопроекта, в России около 4 миллионов человек регулярно курят электронные сигареты. По данным на начало 2023 года, число подростков, использующих пар, увеличилось в десять раз по сравнению с 2011 годом, когда такая продукция впервые появилась в стране. Во многом вейпы продвигаются как безопасная альтернатива традиционным сигаретам и пользуются особой популярностью среди молодежи.
Однако, по мнению парламентариев, курение наносит непоправимый вред здоровью курильщиков и окружающих их людей. В пояснительной записке говорится, что врачи даже выделяют особое заболевание, называемое легочным повреждением легких, симптомы и проявления которого напоминают пневмонию. При этом у курильщиков возникает никотиновая зависимость, а безникотиновая смесь, в состав которой входят глицерин, пропиленгликоль, ароматические вещества и загустители, вызывает серьезные легочные заболевания.
Как потенциальный запрет вейпов оценивают владельцы табачных магазинов?
‘Если бы такой запрет был введен, то табачные магазины, в которых не более 15-20 точек продаж, объективно закрылись бы. Потому что сейчас они живут на наценках, а теперь наценки будут минимальными. Малый и средний бизнес закроется, и это приведет к появлению черного рынка», — оценил возможные издержки бизнеса владелец сети табачных магазинов в Москве в интервью PostNews.
По его оценкам, на электронные сигареты и «расходники» приходится около 50-60 % от общего объема продаж магазина. Тем не менее, ритейлерам будет сложно переключиться на другие табачные изделия. Невозможно получить прибыль, оставляя на полке сигареты, стики (например, IQOS — прим. пер.) и аксессуары. Это происходит потому, что рост цен минимален и такие продажи не осуществляются. Это будет означать снижение арендной платы для табачных магазинов, и никто не будет платить такую арендную плату», — сказал собеседник, добавив, что это приведет к сокращению числа рабочих мест.
По словам бизнесменов, молодые люди в возрасте 18-23 лет сейчас в основном занимаются продажей никотиновой продукции. Молодым людям бывает сложно найти работу. Особенно это касается тех, кто приезжает в Москву из регионов, многие идут работать в «табачные лавки». В результате закрытия магазинов тысячи людей остаются без работы, считает он.
Собеседник Post-News убежден, что «если такой запрет произойдет, то с вероятностью 99 % возникнет теневой рынок». — Такой рынок все еще существует. Сейчас он сведен к минимуму, потому что не все люди готовы покупать настоящую продукцию. Если вы помните, два года назад было много электронных устройств, которые стоили 200 рублей. Все они были китайскими подделками, которые взрывались во рту. Почему? Потому что покупали подделку. Сейчас рынок уже дошел до того, что покупают настоящую продукцию. Возможно, где-то еще продают старомодное, но больший рынок состоит из подлинных продуктов.
Исходя из этого, сами продавцы паров сомневаются, что такой запрет действительно может быть введен. Каждый год происходит одно и то же. В штате было приложено много усилий, чтобы все обелить. И вот этот запрет», — сказал PostNews другой представитель рынка. Отвечая на вопрос о том, как участники рынка отреагировали на новость о возможном запрете, один из бизнесменов поделился, что его беспокоят закрытые разговоры московских табачников. ‘Так будет всегда, особенно на западе. Я бы не назвал это волнением, но опасность всегда есть», — сказал собеседник.
Почему депутаты хотят запретить продажу вейпов?
Самое главное, что эти непонятные смеси убивают людей. Они убивают людей! И поэтому их нужно остановить, и это уже произошло во многих странах», — рассказал Postnews Дмитрий Гусев, заместитель председателя комитета по аудиту ДУМА и один из авторов впечатляющей инициативы.
Главный аргумент противников этого закона заключается в том, что в бюджете будет замещено около 6 миллиардов рублей. Конечно, эти элементы неиграбельны. Если посчитать, во сколько государству обходится лечение людей, то сумма окажется гораздо выше», — сказал депутат. Гусев убежден, что подпункты бюджета, вызванные ограничениями на продажу паров, будут легко компенсированы. Это, по его мнению, произойдет за счет отсутствия расходов на лечение людей с проблемами со здоровьем из-за курения никотиновых смесей.
Отвечая на вопрос о перспективах принятия законопроекта, г-н Гусев сказал, что его поддерживают депутаты всех фракций. ‘Посмотрите, эту инициативу подписали депутаты всех парламентских фракций ионов. И ЛДПР, и коммунисты, и мы, СРС, молодежь, — все подписали. Поэтому это очень общее мнение. И никаких аргументов против запрета нет. Аргумент за деньги — он обманный», — убежден Гусев.
Редакция также высказала депутату Гусеву опасения представителей табачного рынка по поводу больших потерь доходов в России на теневом рынке «расходников». В ответ г-н Гусев заявил следующее. Из них 6 миллиардов рублей приходится на парильщиков. Это 1%. Это наша доля на этом рынке, и поэтому она никак не влияет на наш бизнес.
По словам депутата, что касается заявления о появлении нелегального рынка никотиновых устройств после запрета, то «это абсолютно ложный аргумент, и все, кто его продвигает, — это те, кто им занимается». По словам Гусева, с такими рынками будут бороться правоохранительные органы, как и с другими нелегальными рынками.
Депутат также упомянул историю со взрывом «расходников» во рту 14-летнего подростка, о которой стало известно незадолго до нашей беседы. Ученик УФА потерял семь зубов, получил травму челюсти, а во рту у него была электронная сигарета, которая затем вспыхнула на лице и шее.
Это была легальная электронная сигарета, которая взорвалась! Ребенок потерял зуб. Слава Богу, он остался жив. Так что дело не в легальных и нелегальных предприятиях. Они абсолютно неправы. Убытки предприятий того не стоят, а бюджетная выгода выше. Поэтому мы должны покончить с этим бизнесом. Спросите родителей, и они вам скажут», — заключил депутат.
На данный момент законопроект об испарителях зарегистрирован и направлен председателю Госдумы Вячеславу Володину. Некоторые СМИ и Telegram-каналы утверждали, что по заключению правительства запрет на паровые изделия приостановлен, но это неверно. Появление нелегального рынка этой продукции, обязательства России в отношении никотиновой продукции на территории ЕАЭС и противоречие с федеральным законодательством о регулировании табачных изделий. О «замораживании» инициативы не говорится, так как дата этого отзыва — 24 января.
Законопроект об электронных сигаретах: проблемы закрепления обязательных требований к продукции
Законодатели разрабатывают нормативные требования к электронным сигаретам, нагретому табаку и другим никотиносодержащим продуктам. Однако некоторые инициативы вызывают вопросы. Например, определение требований к концентрации никотина в законодательстве не согласуется с процессом создания технических нормативных правил. Также было предложено запретить оборот такой продукции к середине 2023 года, если к этому времени не будет разработан технический регламент. Законно ли это, рассуждает Павел Барышников, кандидат юридических наук, который является адвокатом.
Работа над будущим регулированием никотиносодержащей продукции (например, электронных систем доставки никотина, сигарет с подогревом) продолжается. Правила предлагается добавить в федеральный закон, чтобы «защитить граждан от воздействия табака на окружающую среду и добавить последствия потребления табака и другие регулирующие последствия». В настоящее время законопроект отсутствует. 119575-7 готовится ко второму чтению и активно обсуждается на экспертных площадках. О ходе работы над законопроектом уже упоминала «Российская газета».
Один из вопросов, затронутых в законопроекте, — это вопрос об изменении обязательных требований к продукции. Вопрос защиты безопасности никотиносодержащей продукции стоит очень остро, так как она содержит никотин и не является безвредной. По этой причине предлагается дополнить законопроект отдельными положениями по вопросу технического регулирования.
В то же время некоторые положения, предложенные в законопроекте, вызывают серьезные замечания. Среди них следующие положения
Давайте рассмотрим проблемы, связанные с этими инициативами.
Определение требований к интеграции продукции, не включенной в технический регламент
Требования к концентрации никотина являются стандартом технического регламента. Вопрос их разработки и принятия закреплен в Федеральном законе «О техническом регулировании». Положения этого закона предусматривают, что данное обязательное требование к продукции и другие нормы технического регулирования должны быть включены в технический регламент (статьи 3, 7). Концентрация обязательных требований в технических регламентах обоснована тем, что такие нормы предусматривают высокий уровень проработки.
Обычно предусматривается, что планы разработки технических регламентов проходят многоступенчатый процесс экспертного обсуждения и оценки (Раздел II Процесса разработки технического регламента ЕСС, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 г., 48, «О техническом регулировании», статья 9). В результате существующая система регулирования требует подготовки правил концентрации никотина в контексте планирования соответствующих технических регламентов.
Вместо этого предлагается включить требования к концентрации непосредственно в федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот вариант является быстрым, но он не только противоречит установленному процессу установления правил для технических регламентов, но и может привести к закреплению необоснованных правил.
Поправки к законопроекту предполагают введение запрета на продажу жидкостей, содержащих никотин с концентрацией никотина более 20 мг/мл. Такое регулирование представляется заимствованием опыта Европейского союза. Аналогичные максимальные концентрации никотина предусматривает Директива 2014/40/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза от 3 апреля 2014 года.
Однако подход Европейского союза — не единственный доступный подход. Обзор стандартных вариантов регулирования никотиновых электронных систем, недавно представленный его Региональным офисом для Европы, показывает, что в некоторых зарубежных странах применяются иные подходы. Например, Канада определяет значительно более высокий уровень концентрации никотина — 66 мг/мл, в то время как в США широко распространен продукт с концентрацией никотина 59-60 мг/мл. Подход Европейского союза также подвергся критике за то, что он не учитывает последние данные научных исследований.
Простое копирование стандарта не решает проблему обеспечения безопасности любого вида этой продукции и создает неоправданные ограничения конкуренции на рынке никотиносодержащих продуктов. Предлагаемые правила вводят ограничения только для жидкостей, содержащих никотин, которые в основном используются в электронных системах дозирования никотина. Однако на другие продукты, содержащие никотин (например, нагретый табак), такие ограничения не распространяются. Поэтому необходимо установить более универсальные требования к содержанию никотина в никотиносодержащих продуктах, учитывающие все существующие никотиносодержащие продукты.
Существуют и другие вопросы, которые необходимо решить в связи с введением требования о максимальной концентрации никотина. Например, вопрос о допустимых погрешностях при измерении уровня никотина в жидкостях. ГОСТ Р 58109-2018 на жидкости для систем дозирования никотина допускает погрешность в 20 %. Однако в настоящее время в законодательстве этот вопрос никак не определен, что создает риск отзыва продукции из-за технических ошибок.
Поэтому правила по концентрации никотина должны проходить экспертизу в рамках технического регулирования в соответствии с установленными процессами. Это может занять больше времени, но позволит в обозримом будущем принять оптимальные правила.
Запрет продукции из-за отсутствия обязательных требований к ней
Предлагается дополнить законопроект положением о том, что с 1 июля 2023 года не допускается выпуск продукции, содержащей никотин, для которой не приняты обязательные требования, правила признания, формы, системы и процессы соответствия. Это правило означает, что продукция, содержащая никотин, будет запрещена, если соответствующий технический регламент не будет выпущен к указанной дате. Такой подход представляется неверным, поскольку он противоречит логике технического регламента. Он подразумевает, что ограничению подлежит продукция, не соответствующая обязательным требованиям, а не продукция, для которой такие требования не установлены.
В результате положения законопроекта о введении обязательных требований к продукции вызывают серьезные вопросы. Несомненно, такие требования должны быть установлены, но это должно быть сделано в соответствии с процессом установления правил технического регулирования, предусмотренных Законом РФ и Законом ЕАЭС.